Популярные педагогические системы: суть простыми словами

В российских школах и детских садах наиболее распространены традиционные педагогические подходы родом ещё из СССР. Хороши они или плохи — решать самим педагогам. Однако любой системе, даже самой прекрасной, нужна альтернатива. И поэтому на нашей родине начали открываться (наконец-то!) учебные заведения, работающие по альтернативным педагогическим методикам. Что они из себя представляют и чем хороши — в нашем материале.

Система Марии Монтессори

Была разработана в начале XX века, первая школа по этой системе открыта в 1907 году. В оригинале методика рассчитана на детей от трёх лет, но в наши дни применяется и на детях возрастом от восьми месяцев.

По мнению основательницы системы у всех детей есть естественная тяга к знаниям. По её логике дети научатся всему самостоятельно, если поместить их в соответствующую обстановку. 

Обучение проводится в разновозрастных группах, объединённых исходя из интересов детей: младшие повторяют за старшими, старшие учат младших. Сами занятия проходят в специально оборудованных помещениях, состоящих из 5-6 зон с учебными материалами и пособиями. Дети сами выбирают те или иные инструменты и обращаются к учителю только тогда, когда им нужна помощь.

Однако у этой системы есть и свои недостатки. Главные из них — отсутствие подвижных и ролевых игр, которые играют важную роль в познании мира. Кроме того, подход Монтессори ориентирован на развитие интеллекта и практических навыков, в то время как спортивное и эстетическое развитие ребенка остаются «на задворках». 

В системе Монтессори учитель выполняет функции наблюдателя. Если ребенок после обучения в таком саду или школе попадает в стандартное учебное заведение, то ему придётся адаптироваться к подходу, где учитель является главным авторитетом.

Система Вальдорф

Вальдорфская методика (Штайнеровская) также была разработана в начале XX века. Первая школа открыта в 1919 году.

Основная идея педагогики — главную роль в образовании ребенка играет его фантазия. Обучение должно гармонично развивать тело, душу и дух ребенка.

Методы меняются в зависимости от возраста ребёнка, и, соответственно, его фазы развития. Дошкольников учат при помощи игр; детей от 6 до 14 лет обучают гуманитарным наукам и искусству; ученикам старше 14 лет — начинают академически преподавать фундаментальные науки.

Из основных особенностей Вальдорфской педагогики:

  •       ?  отсутствие домашних заданий и оценок;
  •       ?  отказ от использования любой электроники (никаких компьютеров и так далее);
  •       ?  большое количество времени ученики проводят на улице;
  •       ?  многообразие видов игровой деятельности.

В целом, Вальдорфская школа имеет массу сторонников и противников. Среди аргументов последних два основных:

  1.       1.  отсутствие запретов и дисциплины (влечет за собой трудности к адаптации к жизни вне школы);
  2.       2.  крайне слабое интеллектуальное развитие из-за отсутствия академической базы.


Таким образом, некоторые идеи Вальдорфской школы можно и нужно внедрять в современную педагогику. Но стоит ли отдавать ребенка в детский сад или школу, которая полностью работает по этой методике — большой вопрос.

Реджио-педагогика (система Малагуцци)

Новые детские сады, работающие по этому подходу, появились в 1960-х годах в Италии. Они носили исключительно светский характер (что в те годы было редкостью, большинство учебных учреждений были либо католическими, либо частными). Такие садики пользовались огромной популярностью.

Любопытно, что подход Малагуцци стоит назвать скорее философией, так как никаких конкретных методик не существует. Автор системы считает, что стандартная педагогика не раскрывает потенциал ребёнка: «У ребенка сто языков, но у него крадут девяносто девять». 

Задача реджио-педагогики заключается в стимулировании развития ребенка, а не в попытках загнать его в общие рамки. Воспитатели и учителя исповедуют основной принцип философии: внимание к потребностям ребёнка, уважение к нему.

Кроме того, учебным заведениям, работающим по системе Малагуцци, характерны:

  •       ?  отсутствие стандартизированных систем контроля;
  •       ?  отсутствие учебных планов (педагог работает по принципу «здесь и сейчас», помогая ребенку освоить то, что ему интересно сегодня);
  •       ?  особое обустройство обучающей среды (несколько учебных зон, много зеркал, плоскости разного уровня).

Важно, что в отличие от Вальдорфской системы, дети всё же работают с различной электроникой и современным оборудованием. 

Минусов два: отсутствие дисциплины (и, соответственно, сложности к приспособлению в реальной жизни), а также отсутствие критериев оценивания.

Дата публикации:
Присоединяйтесь и добавьте себе счастья!

Получая ежедневное оповещение о событиях, россияне всегда отлично экономят семейный бюджет в интернет-магазине "Эгерия".