Красота и изысканность вышивки знаменитого мастера Франсуа Лесаж

Вышивка — это модно или старомодно? Есть ли место одежде с вышивкой в гардеробе современного человека или такие вещи — удел коллекций модельеров и место их только на подиуме? Однозначного ответа, пожалуй, не существует, у каждого свои вкусы и предпочтения. Но никто, наверное, не будет спорить, что искусная ручная вышивка во все времена вызывала искреннее восхищение.

И одним из тех, кто стал легендой, занимаясь вышивкой, является Франсуа Лесаж. Но немногие знают это имя за пределами модного мира. О его пути и достижениях мы и поговорим в этой статье.

История

Карл Лагерфельд говорил: «Мода без вышивки — что День взятия Бастилии без фейерверков!». И добавлял: «Для меня вышивка значит Lesage». Вышивка Лесаж — это искусство, но при этом сам Франсуа считал себя лишь ремесленником, обязанным даже самую необычную идею воплотить в доступном материале. Он говорил о себе: «Я никогда не забываю, что я всего лишь вышивальщик, ремесленник, и мои фантазии должны облекаться в простые по сути материалы — шелк, пайетки, камешки. Но именно они рождают мечту, которую так и хочется ухватить за хвост. Но мечту поймать нельзя — она всегда впереди, и это делает нашу жизнь еще прекраснее...»

Какой же путь прошел Лесаж к мечте и славе?

Дом Лесаж ведет свое начало аж с 1858 года, но тогда он назывался Maison Michonet («Дом Мишоне»). Тогда, в середине 19 века, в Париже это была известная и популярная мастерская ручной вышивки. В числе заказчиков была вся знать того времени, среди которых были и сама императрица Евгения, и графиня де Греф-фюль, и другие.

Большая популярность обусловлена тем, что в те времена среди аристократов было принято часто менять туалет, свой наряд был необходим для каждого выхода в свет и на каждый случай жизни, а в гардеробе было огромное количество вышитых предметов.

В связи с этим «Дому Мишоне» обслуживать возрастающий поток клиентов становилось сложнее, и после Первой мировой владелец объединился с Альбертом Лесажем — отцом Франсуа — и с манекенщицей от Мадлен Вионне — Мари-Луиз Фаво, которую знал весь Париж. Во многом именно ее заслуга в том, что клиентов у дома стало больше.

Сам Франсуа родился в 1929 года и постепенно перенимал дело старших. Однако дело Дома процветало вплоть до Второй мировой войны, после начала которой начались тяжелые времена. Представители знатного сословия предпочли уехать из страны, а многие Модные Дома, которые были источником оптовых заказов, и вовсе закрылись. Именно в то время было решено отправить Франсуа в Америку к крестной, которая также была владельцем Дома Моды. Там Франсуа активно включился в работу.

А вот в Париже дела обстояли не столь радужно. Даже после окончания войны отцу Франсуа не удалось вернуть прежний объем заказов. Вскоре он умирает, а Франсуа возвращается на родину и становится руководителем Дома Lesage.

Но постепенно Европа отходит от ужасов войны, и изысканные, модные наряды становятся доступны и среднему классу, что порождает волну заказов как для знаменитых кутюрье, так и для Дома Lesage соответственно. Однако со смертью Кристиана Диора в 1957 года начинается эпоха «prêt-à-porter». Исчезает надобность в изысканных украшениях одежды, и спрос на вышивку падает. Привыкший к экономии с юности Лесаж сохраняет свой бизнес и в эти времена, но дела его идут уже не столь хорошо.

В 1992 году от открывает «Школу вышивки» (Ecole Lesage), которая существует до сих пор и куда стремятся попасть ученики со всего мира, несмотря на плату. В 2002 году Франсуа был вынужден продать свою мастерскую дому Chanel. Но возглавлял её он сам до самой смерти. Умер великий мастер 1 декабря 2011 года после тяжёлой, продолжительной болезни.

Особенности вышивки

Франсуа Лесаж был закрытым человеком, в свои мастерские и кабинет он практически никого не пускал, интервью не давал и единственное исключение было сделано для журнала ЕLLE в 2001 году.

Франсуа почитали за талант, мастерство, за поддержание ручного труда, ведь каждый стежок был сделан им вручную. Именно в ателье в свое время по заказу известно дизайнера Ив Сен-Лорана были созданы ирисы Ван Гога, а также огромный холст искусственной кожи для платья из коллекции Жан-Поля Готье. Каждая работа требовала мастерства и многих часов труда.

Лесаж сотрудничал с самыми разными домами моды, делая вышивку и для уже исчезнувших, и для тех, что и по сей день остаются популярны. Он работал со знаменитыми кутюрье — Кристианом Лакруа, Карлом Лагерфельдом, Пьером Бальмани, Ив Сен-Лораном, Жан-Полем Готье и другими — и делал вышивку для нарядов знаменитых людей своей времени, например, Марлен Дитрих или Ава Гарднер. Даже самый абстрактный заказ он выполнял безукоризненно, как те известные случаи, когда Ив Сен-Лоран просил «змей, крокодилов и аллигаторов», а Клод Монтана «песок срочно». Франсуа всегда вовремя и идеально выполнял работу, удовлетворяя самый требовательный заказ. Как-то он сказал о своей работе: «Я должен быть хамелеоном».

Красота и изысканность его работ не вызывают сомнения. Аксессуары бренда Lesage (сумочки, пояса, шарфы) очень дороги, бесконечно элегантны и изысканы, оригинальны и уникальны, и найти их можно только в самых шикарных магазинах всего мира. Влияние Лесажа на мир моды трудно переоценить.

Дата публикации:
Присоединяйтесь и добавьте себе счастья!

Получая ежедневное оповещение о событиях, россияне всегда отлично экономят семейный бюджет в интернет-магазине "Эгерия".