Подростка потянуло в киберспорт. Хорошо это или плохо?
Раньше все мальчишки гоняли во дворе мяч, а девочки мечтали стать фигуристками. Сегодня наравне с общеизвестными спортивными дисциплинами зазвучало загадочное слово «киберспорт», которое, мягко говоря, напрягает многих родителей. Их тревогу можно понять. Учеба напрямую связана с компьютером, досуг тоже, а теперь еще прибавляется виртуальный спорт. Отсюда напрашивается вывод: подросток все время будет проводить в интернете, и хорошего тут ничего нет.
На самом деле не все так плохо. В обратном случае киберспорт не стал бы официальной дисциплиной. Но риски есть, как и в любом виде спорта.
Что такое киберспорт?
Его еще называют компьютерным или электронным спортом. В любом случае это соревнования на основе видеоигр, что для родителей звучит не особо обнадеживающе.
Своим появлением киберспорт обязан американцу Эйнджелу Муньезу и популярному в 90-х шутеру Quake. В 1997 году этот господин создал первую профессиональную лигу киберспорта CPL. Целью проекта было сделать компьютерные состязания общедоступным зрелищем, как в любом виде спорта: со своими игроками, тренерами и болельщиками. И, внимание — призовыми фондами и ставками. Что для создателя было важнее, история умалчивает.
Quake положил начало для индивидуальных турниров, а не менее популярный Doom 2 стал стартом для командной схватки.
Признание киберспорта в России
Удивительно то, что первой страной, официально признавшей состязания по компьютерным играм, стала Россия. Это был приказ тогдашнего главы Роскомспорта П. А. Рожкова от 25.07.2001.
Однако продлилось это недолго. В 2006 году киберспорт убрали из Всероссийского реестра официальных спортивных дисциплин, потому как на тот момент в нем просто не могли участвовать более 50% субъектов РФ.
Время шло, интернет стал доступным в большинстве регионов страны, и в 2015 году российский предприниматель Антон Черепенников основал первый киберхолдинг ESforce Holding. Кстати, ему принадлежит знаменитый клуб Virtus.pro, входящий в ТОП-10 самых успешных мировых организаций киберспорта.
Ну а в 2016 году Министерство спорта РФ вновь признало киберспорт официальной спортивной дисциплиной.
Соревнования по киберспорту
Как в любом виде спорта, здесь есть установленные правила и требования, которые регулируются Федерациями компьютерного спорта. В разных турнирах принимают участие от 1 до 15 игроков, побеждает команда, показавшая лучший результат.
Сегодня киберспорт развит в России, США, странах Европы и СНГ. В каждой стране «рулят» свои киберспортивные организации, как коммерческие, так и некоммерческие.
Соревнования проводятся по видеоиграм в самых разных жанрах, например:
- ? спортивные и технические симуляторы;
- ? стратегии и ролевые игры с элементами стратегии;
- ? головоломки;
- ? рукопашный бой (файтинг) и боевые арены.
Самым крупным турниром, собравшим рекордные $34 млн выплат, стал Dota 2 The International 2019 года. За онлайн-трансляциями, понятное дело, следят миллионы зрителей, делаются огромные ставки.
В США известная каждому подростку League of Legends признана отдельным видом спорта. Кстати, спортсменам-участникам этой игры упрощен въезд в страну и получение американской визы.
Как стать киберспортсменом
Играть в свое удовольствие и получать при этом деньги не откажется ни один подросток. Участие в турнирах разрешено в разных странах с 16 или 18 лет, но тренироваться дети обычно начинают гораздо раньше, лет с 11-13. Только так, по мнению профессионалов, есть шанс добиться успеха в киберспорте.
Что советуют эти самые опытные игроки и тренеры начинающим кибер-геймерам:
- ? прежде всего приобрести скоростной игровой компьютер;
- ? выбрать определенную игру, например ту же Dota 2, Heroes of the Storm или StarCraft 2;
- ? тренироваться рекомендуется не менее 4-5 часов в день, в идеале 40 часов в неделю;
- ? найти время на просмотр чемпионатов, чтобы досконально изучить игру, ее особенности, все возможные тактики, пристально следить за любыми изменениями;
- ? будучи уверенным в собственных навыках, нужно найти команду своего уровня на тематических форумах.
Теперь можно начинать участвовать в коллективных онлайн-чемпионатах или пробиваться самостоятельно, надеясь, что тебя заметят. На одних платформах регистрация бесплатная, на других участие в турнирах нужно оплатить.
Конечно, каждый подросток мечтает попасть в известную команду, но удается это единицам. Здесь нужен не только талант, но и спонсорская помощь. Продвижению может поспособствовать канал на YouTube, где подросток будет выкладывать записи своих тренировок и побед.
Как показывает практика, средний возраст успешных киберспортсменов составляет от 19 до 22 лет. В более старшем возрасте концентрация, внимание и реакция уже не те.
Что хорошего в киберспорте
В привычном понимании спорт способствует развитию организма, формированию хорошей физической формы, а значит общему укреплению здоровья. В этом смысле киберспорт скорее навредит, и с этим согласится любой педиатр или терапевт.
Однако преимущества у киберспорта все же есть:
- ? по мнению экспертов, это спорт будущего, и если подросток сумеет в нем реализоваться, то сможет остаться в деле, например, в качестве тренера;
- ? согласно исследованиям, некоторые компьютерные игры развивают у ребенка логику, аналитическое мышление, реакцию и внимание;
- ? для застенчивого подростка киберспорт становится хорошей возможностью расширить круг общения, пусть и виртуального;
- ? командный дух опять-таки никто не отменял, и в некоторой степени это способствует формированию дисциплины и чувства ответственности.
Киберспорт — это гигантская бизнес-индустрия, на которой хорошо зарабатывают все ее участники. Однако получить крупный выигрыш удается далеко не всем командам, не говоря уже об отдельных игроках.
Чем опасен киберспорт
Противниками киберспорта выступают многие врачи и, разумеется, родители. Сегодня дети и так мало двигаются, отлынивают от уроков физкультуры и все свободное время проводят у компьютера.
Что говорят о киберспорте некоторые терапевты и психологи:
- ? видеоигры возбуждают нервную систему, поэтому противопоказаны гиперактивным подросткам;
- ? между видеоигрой и азартными играми очень тонкая грань, поэтому ни один человек, а тем более ребенок, не застрахован от патологической игромании;
- ? многочасовое сидение перед экраном монитора провоцирует развитие гиподинамии, атрофии мышц, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- ? напряжение глаз плохо сказывается на зрении;
- ? игровая зависимость приводит к истощению нервной системы и ранним расстройствам психики;
- ? и, наконец, как в любом виде спорта, здесь есть свой допинг — стимуляторы, в основном амфетамины.
Поскольку эта дисциплина достаточно молодая, о ее пользе или несомненном вреде делать конкретные выводы сложно.
Но, по мнению врачей, киберспорт подходит только психоневрологически стабильным подросткам, которые чередуют свое увлечение с регулярными физическими нагрузками, соблюдают режим сна и питания. Родителям есть о чем задуматься.