Спорт и балет как близнецы-братья
Балет — это высокое искусство. Так считалось всегда, и до сих пор большинство людей относится к балету именно как к искусству, не понимая, что общего он может иметь со спортом. Мы видим только красивое действие на сцене, даже не подозревая, каким трудом это достается. И лишь немногие, кто близко знаком с профессией артиста балета, знают о том, какие нагрузки переносят мастера сцены для того, чтобы мы могли наслаждаться великими произведениями.
Да и в спорте мы в большинстве своем видим лишь эффектный результат на соревнованиях и также не подозреваем, как выглядят тренировки по фигурному катанию или чего стоят выступления гимнастов. Сидя в уютном кресле с пультом в руке легко кричать в телевизор «Куда ты бьешь, мазила!» или советовать, как лучше прыгнуть, кому передать мяч, насколько активнее шевелить руками и ногами. И все трудности можно понять только тогда, когда самостоятельно захочешь это сделать.
Для чего в балете нужны сильные мышцы
То же самое можно сказать и про балет. Порхают и прыгают, ну какой там спорт может быть? А понять «какой там спорт» можно, представив себя на месте танцора на сцене. Например, попытаться сделать прыжок «кабриоль» или хотя бы «антраша». Но для этого придётся понять алгоритм движения.
Возьмём «кабриоль». Танцору нужно оттолкнуться от пола, буквально взлетев на большую высоту, зависнуть на мгновение в воздухе и, прежде чем красиво приземлиться (а не плюхнуться), успеть сделать ногами несколько движений. Неподготовленному человеку этот алгоритм трудно даже мысленно представить, а фактически выполнить просто невозможно. Ни мозг, ни мышцы просто не понимают, как это сделать. Только представьте, какой силы должен быть толчок от земли, чтобы это всё воспроизвести!
А теперь представим себя воздушной балериной, которая «знай себе, крутится, как волчок» и красиво размахивает руками. «Вот если бы у меня были пуанты, я бы еще больше накрутила» — думают многие за плюшечкой и чашкой чая. И только встав на пуанты и сделав несколько «па», можно кое-что понять о труде балерины. Именно о труде, связанном не только с красотой, но и с изнурительными тренировками. Изнурительными спортивными тренировками.
Чем балет труднее спорта
Принять балет как спорт многим не просто, и профессию танцора балета зачастую даже не воспринимают как физический труд. Поэтому артистов балета никто не причисляет к спортсменам. А между тем это еще и серьезный умственный труд, когда мозг должен разложить по полочкам и отработать каждое движение, каждую партию, а тело должно запомнить, какими мышцами выполняется то или иное движение.
Танцоры балета испытывают нагрузки и травмы зачастую больше и сложнее, чем представители некоторых видов спорта. При этом складывается интересная ситуация. Штангист, взявший вес, всем своим видом показывает, как ему тяжело это дается и сколько он вкладывает сил. Прыгунья, чисто исполнившая прыжок, вызывает восторг и восхищение силой своих ног. Но танцор балета, который полтора-два часа находится на сцене в гриме, прыгает (красиво!), поднимает балерин (красиво!) и выполняет какие-то невероятное элементы (опять же, красиво и с улыбкой на лице) — вот он как раз не имеет права показать зрителю, каких усилий ему это стоит. Потому что это высокое искусство, а не только спорт, и зритель должен видеть праздник, а не кухню.
Слушая спортивные репортажи, мы часто слышим, с какими травмами выступает в данное время спортсмен. На спектакле никто и никогда вам не будет озвучивать, с какой травмой сейчас танцует и прыгает артист, какая нога перебинтована, а на какие мышцы наложены тейпы. Потому что в этой профессии не принято афишировать проблемы. Искусство должно быть красивым.
Почему балет — для сильных и выносливых
А если задуматься, то всё намного сложнее, чем просто красивый спектакль. Ежедневные балетные тренировки — именно тренировки, а не репетиции. Артисты балета должны каждый день разминать и растягивать мышцы, чтобы не получить растяжение или разрыв связок на тренировке. Мужчины тренируют и бицепсы, и трицепсы, чтобы легко и непринужденно, с улыбкой на лице, поднимать и носить на руках балерин. Например, сколько видов отжиманий вы знаете? От стены, от пола, с прямыми ногами, с согнутыми коленями? А попробуйте отжаться от пола, повернув кисти рук внутрь. Или вообще поставив их рядом друг с другом. В результате этих силовых упражнений мы видим такие мускулы на руках и ногах, о которых многие спортсмены могут только мечтать, а балерины всегда могут быть уверены в надежных сильных руках своего партнера по сцене.
Так же, как и спортсмены, артисты балета испытывают колоссальные кардионагрузки. За час занятий они тратят больше энергии, чем на интенсивной фитнес-тренировке. При этом все виды упражнений рассчитаны на то, чтобы разрабатывать только те мышцы, которые нужны для балета, и их нельзя перекачать.
Растяжки мышц и суставов для достижения необходимой гибкости, тренировка стопы через боль и «не могу», сила толчка и высота прыжка, невероятный полет с зависанием в воздухе, тренировка дыхательной системы, вестибулярного аппарата, координации — сколько спортивных нюансов сливается ежедневно в одной балетной тренировке для того, чтобы зритель имел возможность в итоге видеть на сцене красоту и грацию? Мы восхищаемся Спартаком, его силой и мужественностью. И забываем, что этот образ, эту красоту и силу передает нам артист балета. Который даже не спортсмен. Казалось бы, спортсмену-атлету воплотить образ Спартака должно быть значительно проще. Но он не сможет это сделать, потому что кроме силы, нужны ещё и артистические способности.
Для того, чтобы стать профессиональным танцором, нужно учиться 8 лет. Восемь лет ежедневных тренировок практически с самого детства. Балет — не для слабых. Только люди с сильной волей и стремлением могут через неизбежные травмы, воспитание выносливости, развитие артистических способностей выступать с болью и переломами — и при этом всегда улыбаться. Спортсмен может сбить планку, уронить штангу, не забить мяч, пропустить шайбу, не догнать соперника — у него всегда есть возможность тренироваться дальше на результат. В балете одних физических показателей мало. Нужно думать над своей партией, не перепутать движения из нескольких спектаклей, верно запомнить комбинации и связки — и порой пара неправильно выполненных движений может грозить крахом всей карьеры, поскольку сложную партию в спектакле артисту уже могут не доверить.
Спорт — это битва за результат, где достижения на соревнованиях могут быть перекрыты новыми рекордами. Балет — это соединение спорта и искусства, и в нем нет рекордов. Есть результат: постановка спектакля, которым будут наслаждаться долгие годы.